Советует школьный психолог. Детская агрессивность

6 Апреля 2015


Детская агрессивность - это склонность ребенка совершать агрессивные поступки, которые содержат в себе 3 составляющих: агрессивные действия, словесная агрессия; агрессивные мысли, намерения.

Причины детской агрессивности:

1. Чувство страха и недоверия к окружающему миру. При наличии негативного опыта отношений с людьми, агрессия будет проявляться в качестве защиты (ребёнок подсознательно ждёт нападения, во всё видим потенциальную опасность). Агрессивные вспышки таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

2. Усталость. Дети, склонные к перевозбуждению, у которых разбалансированы нервные процессы, часто не могут самостоятельно справиться со своей энергией. От этого они устают ещё больше, и дело может кончиться срывом.

3. Социальное научение. (Пример взрослых, киногероев и т.д.) Ребёнок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: «Как обращались со мной, так и я буду обращаться с др.». Если ребёнок жил в семье, где часто ссорились, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребёнок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов.

4. Часто причиной агрессии является реакция на запреты взрослых. Это связано с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребёнку вести себя определённым образом (запрет на физическую активность, игры, секреты...).

5. Требование любви и внимания, оценки социальных успехов. Дети, на которых мало обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (и в благополучных семьях!), как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!». Для них важен любой знак внимания, даже негативный. Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребёнка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нём глубокие и серьёзные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

6. Избыток внимания к ребёнку и гиперопека. Если ребёнок растёт в окружении многочисленных заботливых нянь, бабушек и т.д. и ни в чём не знает отказа (любое его желание сразу исполняется), он устраивает настоящую истерику и злится, если что-то ему не по душе.

7. Проявление жажды власти. Дети, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно - быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и боятся.

8. Страхи, стресс. Если ребёнок обычно - контактный, уравновешенный, но в определённых ситуациях ведёт себя совсем не свойственным образом - кричит, визжит, бьёт сверстников, выходит из себя - разберитесь, что этому предшествовало (конфликт родителей, шумные мероприятия, вечеринки...).

Что делать?

• Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации, хвалить ребенка при каждом удобном случае.

• Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессивное поведение ребенка жесткими действиями по отношению к нему. Крик и наказания ни к чему не приведут, они только усугубят. Ребенок может просто запомнить обиду и утратить всяческое доверие к вам. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

• Родители сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

• Научите ребёнка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

• Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах (без свидетелей). Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

• Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива.

• Контролировать то, что ребёнок смотрит по телевизору, в какие компьютерные игры играет. Сократить количество боевиков, триллеров, заменив их историческими, приключенческими картинами, комедиями.

• Чтобы работать с ребёнком, проявляющим жажду власти, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твёрдо сказать ребёнку: «Я не позволю тебе этого делать!».


Осадчая Н.И., педагог-психолог школы




Возврат к списку